Число гражданских споров, связанных с воспитанием детей сохраняет высокие показатели с тенденцией к росту. Потребность в применении специальных знаний рассматривается как общее основание для назначения судебной экспертизы (ст. 79 ГПК РФ). Вид судебной экспертизы определяется органом (лицом), ее назначающим, исходя из специальных знаний, необходимых для разрешения вопросов.
Практика распространения психолого-педагогических экспертиз в гражданском судопроизводстве приобрела существенный размах по причине необоснованного переноса данного вида экспертизы из образовательной среды. Основные проблемы внедрения психолого-педагогической экспертизы в сферу судебной экспертизы — множественные нарушения и экспертные ошибки, как процессуальные, так и гносеологические и деятельностные:
решение вопросов, выходящих за пределы специальных знаний и компетенции педагога и педагога-психолога, в том числе вопросов, относящихся к исключительной компетенции суда;
предоставление безосновательных рекомендаций, нарушающих права граждан;
нарушение методологических принципов судебной экспертизы;
проведение исследований не на строго научной основе и применение методик, не дающих возможность проверить их результаты.
Причины нарушений обусловлены тем, что психолого-педагогической и педагогической экспертизы как вида судебной экспертизы, имеющей свою теоретическую и методологическую основу, не существует. Нельзя применять при проведении судебной экспертизы в отношении детей и родителей по гражданским спорам знания из области педагогики и психологической педагогики.
Ни педагог, ни педагог-психолог не имеют специальных знаний в области теории судебной экспертизы и судебной психологической экспертизы, судебной экспертологии — соответственно не имеют компетенций для решения вопросов, имеющих значение для дел как в рамках комплексной (выполняемой педагогом и психологом), так и однородной (выполняемой педагогом-психологом) экспертизы.
Привлечение же судами некомпетентных лиц к производству судебных экспертиз есть не что иное, как введение в процесс ненадлежащего субъекта СЭД и, что ведет к нарушению прав граждан на правосудие и подрыву доверия населения к институту судебной экспертизы и судебной власти.
В гражданском судопроизводстве по спорам, связанным с воспитанием детей:
об определении, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети после развода родителей,
определении места жительства детей при раздельном проживании родителей и порядка осуществления родительских прав родителем
проживающим отдельно от ребенка, об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников)
по делам, связанным с ограничением или лишением родительских прав, «отобранием» ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью
по делам о восстановлении в родительских правах
об усыновлении и отмене усыновления
об установлении отцовства
об оспаривании отцовства (материнства)
должна назначаться судебная психологическая либо комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза.
(Информационное письмо «О необоснованности назначения и производства психолого-педагогических экспертиз в гражданском судопроизводстве по семейным спорам, связанным с воспитанием детей»)